Автор: Алтухова Ольга Викторовна, студентка 3 курса

Научный руководитель: преподаватель Мамкин Александр Юрьевич ОБПОУ «ССХТ», Курская обл., Суджа.

Да не иссякнет родник духовный!

Такими словами я хотела бы начать свою статью про храм Преображения села Замостье. Именно он является объектом моего исследования.

Я считаю, что тематика истории провинциальных русских православных храмов является актуальной в современном мире. Сегодняшняя молодежь должна знать свою историю, это очень важно. Без знания прошлого нет будущего.

История храма Преображения села Замостье Суджанского района мало изучалась. К сожалению, в Судже нет архивных документов, которые были отправлены в столицу.[1]

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ СЕЛА ЗАМОСТЬЯ

Тем не менее, некоторые данные нам удалось получить. Храм Преображения села Замостье был построен в 1865 году. Это был каменный пятиглавый храм, окруженный каменной оградой. Его освятил епископ Курский и Белгородский Сергий. На территории храма находились дом – сторожка и сторожка малая. При церкви действовала приходская женская школа, в которой обучалась 121 девочка. [2]. С 28 марта 1912 года по 16 августа 1913 года в храме был сделан ремонт. Нам удалось найти имена некоторых священников, служивших в храме в разные годы: Алексей Григорьевич Дьяконов (1899-1920), Александр Павлович Солодовников(1901-1906), Петр Поляков(1917-1922), Флегонт Антонов (конец 40-х-начало 50-х гг.), Ф.В. Бесов(1950-1954), И.В. Дуной (с марта 1954), С.И. Бучковский (с 1962), Алексей Михайлович Кононов (с1987-1990)

После 1917 года община переживала тяжелые времена, когда гонения на Церковь проходили по всему Советскому Союзу. В 1924 было перерегистрировано религиозное общество Преображенской церкви с. Замостье, а уже в 1933 распалась община при храме, и часть храма была передана в пользование заготзерну под зернохранилище. В августе 1937 храм был закрыт из-за отсутствия священника [3]. 30-е годы оставили горестный след в судьбах замостян. Преображенский храм осквернили и закрыли, и лишь часть храма оставили для богослужений. Даже ставился вопрос о физическом уничтожении храма, но благодаря местному жителю Галушкину, храм не разрушили. В 1940 решением Курского облисполкома церковь была закрыта и превращена в клуб. Но ничто не вечно, даже гонения на Церковь. Когда началась война, власть осознала, что без Бога тяжело бороться с врагом, были разрешены богослужения по всей стране, и в Замостье молились за победу над фашизмом. 5 марта 1945 г. было зарегистрировано религиозное общество «Преображенская православная церковь».

Чтобы уберечь от разрушений храм Преображения села Замостье 14 января 1948 года его внесли в «Список памятников архитектуры», но уже в 1949 году храм сняли с учета.

Темные времена неустроенности и гоненй от Советской власти прошли. Нам разрешили открыто верить, молиться и создавать христианские общины. Важно отметить, что 3 января 1992 года зарегистрирован Устав религиозного объединения – православный храм Свято – Преображенского храма. Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26. 09. 1997 г. зарегистрирована религиозная организация – Преображенский приход с. Замостье.

Вернемся к самому сооружению. Храм обветшал, и огромный вклад в реставрацию святыни внес священник Травкин. По сей день стоит отреставрированный храм, радуя нас своим великолепием. Долгое время храм не был расписанным из-за нестабильной ситуации в стране. Особую роль в росписи храма сыграл Петр Константинович Лихин в соавторстве с Ф.И. Нестеровым и В.С. Клименко, которые вместе расписали храм в 1915 году. Крайне интересна биография художника П.К Лихина. [4]

Его биография необычна. Петр Константинович Лихин родился в июле 1879г. в г. Суджа. Поступил в Петербургскую академию художеств, где его учителями стали И.Репин, В. Маковский. В 1940 г. П.К. Лихин получил звание художника, что давало ему право преподавать рисование в учебных заведениях страны. После его возвращения в Суджу, он занялся росписью храма в селе Замостье. Иконописные работы художника по сей день хранятся в Курской картинной галерее. С 1951 по 1967 гг. художник провел в Судже. Эти годы стали последним периодом в его жизни.

Благодаря этому человеку, мы можем по сей день лицезреть великолепную роспись замостянского храма. Замостянский храм и росписи в советское время не были уничтожены. Росписи всюду: на куполе, на потолке, на стенах и столпах храма. [5] В простенках окон изображены ангелы с воздетыми вверх руками и крыльями – это означает прославление Святой Троицы.

2

Список литературы

  1. История храма http://sobory.ru/article/?object=18128
  2. Храм Преображения с. Замостья http://sudganskoe-3.cerkov.ru/
  3. Закрытие храма https://sites.google.com/site/mestakursk46/sudzanskij-rajon/zamoste
  4. Росписи храма http://www.old.kurskcity.ru/book/zemlaki/lihin.html.
  5. Зеленина Я. Э. Граф А. С. Уваров и его исследование "Христианская символика" /Уваров А. С. Христианская символика. - М.: Университет истории культур. - СПб.: Алетейя, 2001. - С. 13-28.
  6. Лихин П.К.http://www.old.kurskcity.ru/book/zemlaki/lihin.html
  7. Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. - СПб.: Лига Плюс, 1999. - 412 с.

Демонстрационный экзамен

Login Form

Оценка эффективности деятельности ОБПОУ ССХТ

Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!