События
Автор: Алтухова Ольга Викторовна, студентка 3 курса
Научный руководитель: преподаватель Мамкин Александр Юрьевич ОБПОУ «ССХТ», Курская обл., Суджа.
Да не иссякнет родник духовный!
Такими словами я хотела бы начать свою статью про храм Преображения села Замостье. Именно он является объектом моего исследования.
Я считаю, что тематика истории провинциальных русских православных храмов является актуальной в современном мире. Сегодняшняя молодежь должна знать свою историю, это очень важно. Без знания прошлого нет будущего.
История храма Преображения села Замостье Суджанского района мало изучалась. К сожалению, в Судже нет архивных документов, которые были отправлены в столицу.[1]
Тем не менее, некоторые данные нам удалось получить. Храм Преображения села Замостье был построен в 1865 году. Это был каменный пятиглавый храм, окруженный каменной оградой. Его освятил епископ Курский и Белгородский Сергий. На территории храма находились дом – сторожка и сторожка малая. При церкви действовала приходская женская школа, в которой обучалась 121 девочка. [2]. С 28 марта 1912 года по 16 августа 1913 года в храме был сделан ремонт. Нам удалось найти имена некоторых священников, служивших в храме в разные годы: Алексей Григорьевич Дьяконов (1899-1920), Александр Павлович Солодовников(1901-1906), Петр Поляков(1917-1922), Флегонт Антонов (конец 40-х-начало 50-х гг.), Ф.В. Бесов(1950-1954), И.В. Дуной (с марта 1954), С.И. Бучковский (с 1962), Алексей Михайлович Кононов (с1987-1990)
После 1917 года община переживала тяжелые времена, когда гонения на Церковь проходили по всему Советскому Союзу. В 1924 было перерегистрировано религиозное общество Преображенской церкви с. Замостье, а уже в 1933 распалась община при храме, и часть храма была передана в пользование заготзерну под зернохранилище. В августе 1937 храм был закрыт из-за отсутствия священника [3]. 30-е годы оставили горестный след в судьбах замостян. Преображенский храм осквернили и закрыли, и лишь часть храма оставили для богослужений. Даже ставился вопрос о физическом уничтожении храма, но благодаря местному жителю Галушкину, храм не разрушили. В 1940 решением Курского облисполкома церковь была закрыта и превращена в клуб. Но ничто не вечно, даже гонения на Церковь. Когда началась война, власть осознала, что без Бога тяжело бороться с врагом, были разрешены богослужения по всей стране, и в Замостье молились за победу над фашизмом. 5 марта 1945 г. было зарегистрировано религиозное общество «Преображенская православная церковь».
Чтобы уберечь от разрушений храм Преображения села Замостье 14 января 1948 года его внесли в «Список памятников архитектуры», но уже в 1949 году храм сняли с учета.
Темные времена неустроенности и гоненй от Советской власти прошли. Нам разрешили открыто верить, молиться и создавать христианские общины. Важно отметить, что 3 января 1992 года зарегистрирован Устав религиозного объединения – православный храм Свято – Преображенского храма. Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26. 09. 1997 г. зарегистрирована религиозная организация – Преображенский приход с. Замостье.
Вернемся к самому сооружению. Храм обветшал, и огромный вклад в реставрацию святыни внес священник Травкин. По сей день стоит отреставрированный храм, радуя нас своим великолепием. Долгое время храм не был расписанным из-за нестабильной ситуации в стране. Особую роль в росписи храма сыграл Петр Константинович Лихин в соавторстве с Ф.И. Нестеровым и В.С. Клименко, которые вместе расписали храм в 1915 году. Крайне интересна биография художника П.К Лихина. [4]
Его биография необычна. Петр Константинович Лихин родился в июле 1879г. в г. Суджа. Поступил в Петербургскую академию художеств, где его учителями стали И.Репин, В. Маковский. В 1940 г. П.К. Лихин получил звание художника, что давало ему право преподавать рисование в учебных заведениях страны. После его возвращения в Суджу, он занялся росписью храма в селе Замостье. Иконописные работы художника по сей день хранятся в Курской картинной галерее. С 1951 по 1967 гг. художник провел в Судже. Эти годы стали последним периодом в его жизни.
Благодаря этому человеку, мы можем по сей день лицезреть великолепную роспись замостянского храма. Замостянский храм и росписи в советское время не были уничтожены. Росписи всюду: на куполе, на потолке, на стенах и столпах храма. [5] В простенках окон изображены ангелы с воздетыми вверх руками и крыльями – это означает прославление Святой Троицы.
Список литературы
- История храма http://sobory.ru/article/?object=18128
- Храм Преображения с. Замостья http://sudganskoe-3.cerkov.ru/
- Закрытие храма https://sites.google.com/site/mestakursk46/sudzanskij-rajon/zamoste
- Росписи храма http://www.old.kurskcity.ru/book/zemlaki/lihin.html.
- Зеленина Я. Э. Граф А. С. Уваров и его исследование "Христианская символика" /Уваров А. С. Христианская символика. - М.: Университет истории культур. - СПб.: Алетейя, 2001. - С. 13-28.
- Лихин П.К.http://www.old.kurskcity.ru/book/zemlaki/lihin.html
- Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. - СПб.: Лига Плюс, 1999. - 412 с.