Психологическая служба
Психологическая служба
Психологическая служба является одним из необходимых компонентов системы образования, целью которой является организация психологического сопровождения формирования личности студента. Она работает по следующим направлениям:
Направления работы психологической службы
Работа психологической службы строится в соответствии с Типовым положением об СПО, Уставом техникума, Законом Российской Федерации «Об образовании», Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, основными документами: Конвенции о правах ребёнка; Международной конвенции о правах и основных свободах человека, Декларации прав и свобод человека; нормативными документами по вопросам обучения и воспитания детей и подростков.
Психологическая служба осуществляет следующие задачи:
- участие в приеме абитуриентов, выявление соответствующих интересов, способностей и других качеств личности абитуриентов;
- оказание помощи студентам в процессе адаптации в учебном заведении;
- диагностика сфер интересов студентов;
- диагностика психологического климата и структуры межличностных отношений студентов в группах;
- диагностическое обследование студентов, состоящих на профилактическом учете ОПДН, ВТУ;
- профилактические беседы с « трудными » студентами на Совете профилактики;
- лектории для студентов ,анкетирование по формированию ЗОЖ, по профилактике правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекций, с привлечением(врача-нарколога; инсп. ОПДН);
- психологическая профилактика неблагополучия в психологическом и личностном развитии студентов;
- психологическое консультирование, состоящее в помощи и решении проблем, с которой обращаются студенты, родители, педагоги.
Поставленные задачи решаются с помощью применения различных методик, реализации развивающих и коррекционных программ.
Психодиагностическая работа
Основной задачей диагностической работы в техникуме является получение данных о психологических особенностях студентов для выявления и устранения причин, затрудняющих их личностное становление.
В соответствии с планом работы проводилась диагностика уровня адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в техникуме.
В адаптационном процессе со студентами нового набора есть важный аспект – это студенты, проживающие в общежитии. Для многих приезжих из сельской местности, из других городов адаптация протекает значительно дольше по времени и труднее, чем у других студентов. Для студентов, проживающих в общежитии, организовывается индивидуальная и групповая работа по развитию коммуникативных навыков и повышению адаптационных возможностей.
В ходе психодиагностики психологической службой техникума также изучается мнение студентов об организации учебной и вне учебной работы. Для этого проводятся опросы, позволяющие выяснить адаптированность студентов к содержанию, условиям и организации учебного процесса, а также узнать какие перспективы на будущее ставят они перед собой, насколько уверены в завтрашнем дне.
Психодиагностическая работа проводится и с педагогическим коллективом техникума. Исследуется уровень стрессоустойчивости, уровень «профессионального выгорания» педагогов. Кроме того, организуется психодиагностика с целью изучения микроклимата и психологической атмосферы в педагогическом коллективе техникума.
Консультативно - коррекционная работа
Одним из важных направлений психологической службы техникума является консультирование студентов, педагогов, родителей. Консультирование субъектов образовательного процесса осуществляется по направлениям:
- психолого-педагогическое просвещение и профилактика,
- консультирование родителей и членов семей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий,
- консультирование студентов.
Информация, полученная на консультировании, в дальнейшем служит основанием для психокоррекционной работы со студентами. Психологическое консультирование и коррекция реализуются через индивидуальные и групповые формы с целью предупреждения появлений проблем или решения уже возникших проблем.
Психопрофилактика и психологическое просвещение
Важную роль в работе психологической службы играет психопрофилактика среди студентов, педагогов, родителей и их психологическое просвещение. Основными задачами профилактической работы являются: психодиагностика студентов, повышение педагогической и психологической культуры, помощь в разрешении конфликтов, повышение профессиональной компетенции педагогов.
Особое место уделяется профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма, ВИЧ-инфекции, СПИДа. Ведущие задачи этой работы: способствовать повышению знаний у студентов путём обсуждения проблем, связанных с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением, создавать условия для формирования у них культуры выбора, научить их принимать ответственные решения.
На индивидуальных беседах обсуждаются проблемы в общении, проводится работа по обучению студентов успешному межличностному взаимодействию.
Работа с педагогическим коллективом
Работа с классными руководителями осуществляется в течение всего года: помощь в составлении характеристик на студентов, подбор материала и подготовка к классным часам.
Работа с родителями ведется в течение всего учебного года по запросам классных руководителей или по мере возникновения проблемных ситуаций в группах с « трудными» студентами
С целью повышения психологической культуры участников образовательного процесса педагог-психолог участвует в работе педагогических, методических советов, принимает участие в работе Совета профилактики.
Деятельность психологической службы имеет множество аспектов и направлений. Ее работа направлена на обеспечение психологического сопровождения субъектов образовательного процесса, на сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию обучающихся.
Работа проводится согласно плану педагога-психолога.